Мартинсон

masssimino


Проблески фрагментарного сознания


ВСЕМ ДЕТЯМ ПО НОУТБУКУ И ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО
Мартинсон
masssimino

XO
Собирался рассказать о нескольких интересных разработках детского обучающего софта, для самых маленьких — 3-12 лет, это OLPC, Qimo4kids, GCompris и друге (всё из области свободного программного обеспечения), однако первый же пункт развивается в такую обширную и драматичную тему, что придётся посвятить ей целый пост.

OLPC, One Laptop per Child — Каждому ребёнку по ноутбуку — это такая американская некоммерческая ассоциация, занимающаяся разработкой высоко-технологичного и вместе с тем предельно дешевого ноутбука под названием «XO» со специальным учебным программным обеспечением для поставки в бедные и развивающиеся страны. Механизм таков: правительства или департаменты образования этих стран размещают заказ — например на 10 тыс. или на 200 тыс. ноутбуков, и по выполнении распределяют ноутбуки по школам, причём каждому ребёнку ноутбук передаётся раз и навсегда в личное владение. С самого начала OLPC создавался как обучающий проект, и цель полагалась не окомпьютерить как можно больше детишек, а дать им возможность обучаться и развиваться самим, — вот в чём смысл, а ноутбук XO это лишь самое простое средство достижения этой цели. Участники OLPC решили что у ноутбука должен быть крутой вид, и вид у него получился действительно очень крутой. Кроме того у него какой-то ультра-технологичный дисплей, но самое, на мой взгляд, интересное — сетевая карта. Она позволяет множеству ноутбуков объединяться в беспроводную сеть — так называемую «mesh network» — и коннектиться друг через друга в интернет. То есть если допустим у двух-трёх человек в деревне хорошо ловится интернет, то они делятся своим хорошим коннектом с остальными. Удивительно, что эта карта продолжает держать сеть даже при отключённом процессоре (, то есть если я правильно понимаю в режимах Suspend и Hibernate). Программное обеспечение ноутбуков XO строится на базе Fedora Linux но рабочее окружение — то что непосредственно видят и с чем играются дети — совершенно оригинальное, называется оно — Sugar — Сахар. Я ставил дома на Федору этот Sugar и надо сказать смотрится он очень круто и очень непривычно. Разработчики Sugar отошли от метафоры «Рабочего стола», интерфейс ноутбука напоминает скорее мобильное устройство, а не традиционный компьютер. Какие бы то ни было подписи, пояснения отсутствуют, одни сплошные пиктограммы. Сделано это с расчётом на детей не умеющих пока читать. То что мы называем «программы» в Sugar именуется «активностями». Болтать в чате, решать задачи с яблоками, рисовать мультфильмы, тупо сёрфить по интернету, — всё это примеры разных «активностей». Идейной подложкой ко всему этому безобразию стал «конструкционизм» (Constructionist learning). Что бы ни означало это слово, опыт подсказывает нам: то что воплощено с большим художественным вкусом не может быть основано на плохой теории, плохими людьми, со злыми намерениями... Какова же истинная история OLPC, и получил ли каждый ребёнок из бедной страны свой ноутбук, — об этом вы узнаете прямо сейчас и безо всякой рекламы.

Read more...Collapse )

.

Tags: ,

Майкрософт, Линукс и школа
Мартинсон
masssimino

Есть очень серьёзная проблема, которая касается каждого, даже если вы не школьник и не учитель, и проблему эту почти не обсуждают публично. Многие просто не знают, какой выбор стоит перед образовательными учреждениями, и поэтому не могут составить своего мнения. Я попытаюсь в двух словах обрисовать ситуацию и очень прошу, даже если вы не в силах ни на что повлиять, хотя бы призадумайтесь — это уже очень и очень много.


В этом 2010 году в школах заканчиваются майкрософтовские лицензии, и школы должны либо перейти на так называемое свободное программное обеспечение (то есть на линукс), либо купить лицензии на программное обеспечение компании Майкрософт. Переход на линукс, по крайней мере так говорят, осложняется недостаточной подготовкой учителей. Или иными словами, вполне объяснимой человеческой инертностью. В самом деле, зачем я буду за те же деньги переучиваться и перестраивать свой учебный план. В то время как Майкрософт проводит активную рекламную и пиар-кампанию, дабы укрепить нас в нашей вере, что Майкрософт есть свет, а не-Майкрософт — тьма.


Я же хочу довести до вашего сведения три вещи. Вещь первая. Компания Майкрософт действует абсолютно правильно, как действовал бы любой другой продавец. Любой продавец стремится захватить рынок и извлекать из него прибыль до скончания веков. Все их действия преследуют именно эту ясную цель, а обучающие программы, равно как и рекламные кампании, как лоббирование интересов, как работа с чиновниками, — это всё необходимые для достижения этой цели расходы, которые следует свести к минимуму. Майкрософт не есть образовательное учреждение. Все их обучающие программы — это программы по продвижению конкретного продукта. И ни малейшего отношения к образованию они не имеют.


Вторая вещь. Майкрософт абсолютно верно говорит что он поставляет не просто программное обеспечение, но информационно-коммуникационные технологии, или сокращённо — ИКТ. Когда мы покупаем лицензию, мы приобретаем лишь право пользования, ограниченное рядом условий, то есть сам лицензионный продукт — информационно-коммуникационные технологии Майкрософт — как был так и есть собственность компании Майкрософт. А это значит что никто — ни пользователь, ни образовательное учреждение, ни государство — не имеет права развивать, видоизменять и вообще как либо влиять на эти самые технологии. Тем самым пользователи, образование и государство утрачивают свою независимость в сфере информации и коммуникации.


Вещь третья. Альтернативы линуксу на данный момент — хорошо это или плохо — нет никакой. Это единственное свободное программное обеспечение, которое с одной стороны поддерживает все передовые информационно-коммуникационные технологии, а с другой стороны предельно доступно для освоения и исключительно дружественно к пользователю. И тем не менее Линукс — это прежде всего выбор. Это не одна какая-то операционная система — это сотни операционных систем, среди которых есть очень специальные, есть общего назначения, есть национальные, есть учебные, есть даже несколько детских «дошкольных» линуксов. В школе вы работаете на ALTLinux, дома вам может быть захочется оборудовать домашний кинотеатр с помощью линукса Element, а трехлетнему племяннику подарить компьютер с Qimo4kids, чтобы потом в первом классе он был самым умным! Надо понимать что линукс-пользователь получает не пустой «рабочий стол», он получает доступ ко всем мыслимым и немыслимым приложениям, начиная от полного набора офисных программ и заканчивая программами для редактирования видео или создания музыки. Основные линукс-системы создаются сообществами программистов по всему миру при непосредственном участии пользователей. По большому счёту линукс делают пользователи для самих себя. Это имеет важные последствия. Линукс в целом не может перестать быть, не может прекратить поддержку пользователей, — по причине коммерческой нецелесообразности, или банкротства. Такие вещи как неуважение к пользователю и ущемление прав пользователя — также совершенно немыслимые в линукс-среде явления.


Я бы мог привести миллион доводов в пользу того, что линукс в школе обязательно должен быть. Скажу ещё только одну последнюю и очень важную вещь. Линукс равно как и другие Юникс-подобные операционные системы — это — если можно так выразиться — мэйнстрим человеческой мысли. Рано или поздно его всё равно придётся изучать в школе, как один из основных предметов, как компьютерную грамоту. Так давайте же уже сделаем это рано, а не поздно, тем более что случай представился крайне удобный. Когда малограмотные родители (а мы с вами все сплошь — компьютерные неандертальцы) стараются чтобы их дети выросли грамотными, — мне кажется это нормальное явление. Ведь да?

Tags: ,

?

Log in